Сотсков Геннадий
Творчество народного художника России Геннадия Алексеевича Сотскова невозможно обобщить каким-либо одним понятием, настолько оно многолико и разнопланово. Но это никоим образом не проявление всеядности и разбросанности. Напротив, каждый его художнический шаг, жест внутренне взвешен и обдуман, а многие их них обретают значимость поступка.
Знатоки и любители творчества Г. Сотскова уверенно назовут его маринистом. И это совершенно справедливо, ведь Геннадий Алексеевич, прошедший на ледоколе «Капитан Хлебников» Северный морской путь и изучивший, пожалуй, все морские границы России, создал множество морских пейзажей. Причем не условных вообще, а совершенно реалистичных, с точными географическими координатами. И если в пейзаже чукотского предгорья изображен медведь, то это означает только одно – косолапый попал на холст потому, что оказался в то время в том же месте, где живописец был с мольбертом, и спасло художника от непосредственной встречи со зверем то, что стоял он с подветренной стороны. Его северные пейзажи чаще всего суровы, потому что таков и есть этот край земли, нашенский, но для обычной жизни не больно-то приспособленный. Только для несущих службу пограничников. Каждое полотно мастера создано по своим, только ему присущим художественным законам, включающим в себя и колористическое решение, и композицию, и характер живописного письма. Таков, например, изображенный им строй боевых кораблей в дальневосточной бухте.
Так вот, отнесение Сотскова к маринистам верно, но не исчерпывающе. Потому как есть все основания считать его удивительным мастером российского пейзажа, улавливающим тончайшие состояния природы, ее настроение – величаво лирическое или напряженно предгрозовое. Волжские дали, берега с маковками колоколен и разливы российских рек стали на долгую жизнь для Геннадия Алексеевича частью души.
И когда не всегда грамотное хозяйствование вкупе с зудом советской гигантомании обернулось плотинами на равнинных реках, а под водой оказались целые города и деревни, красота природная и творения народного гения, стал Сотсков художником-публицистом, создав целый цикл полотен трагического звучания. Не по въедливости характера, а из сострадания, от боли души, от гнева за поруганную красоту.
Хотя дотошности Сотскову-живописцу не занимать. Каждое его полотно – с секретом, с большой или маленькой тайной. То птичку на ветку так «посадит», что становится она этаким магнитиком, колористическим центром композиции, то луч солнечный отразится у него в воде точно в нужном месте, а то огонек маяка сверкнет вовремя. Потому каждый его пейзаж живет, дышит своим настроением. Художник, словно азартный охотник, может месяцами поджидать, когда возле приглянувшейся ему избы зацветут те самые цветы, без которых пейзаж может не сделать свой первый вдох, чтобы потом задышать полной грудью, радуя людей.
Память Сотскова-человека, замечательного рассказчика, хранит многое. И годы военного лихолетья, когда ему, фактически мальчишке, довелось, прервав учебу в Художественном училище памяти 1905 года, уйти на фронт, служить в зенитно-артиллерийском полку, на бронепоезде. До сих пор помнит он грохот и лязганье рикошетов от залетавших внутрь вагона пуль.
Помнит он и своих талантливых учителей в Московском полиграфическом институте – Павла Григорьевича Захарова и Андрея Дмитриевича Гончарова. От них – стремление Сотскова к универсализму, редкий дар каждый раз находить для нового полотна только ему присущие средства выразительности.
Художник-иллюстратор по институтскому образованию, Геннадий Алексеевич, глубоко восприняв принципы работы с книгой, способность увидеть внутренним взором и перенести на бумагу все самое главное, расширил и распространил такой подход на все свое живописное творчество. И увлеченно читает книгу жизни, имя которой – «Мой край. Моя земля».
Юрий Подпоренко
|
|
«На дне Рыбинского водохранилища». 1989 г., картон, масло, 52 х 62
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Старое Охотино». 1983 г., картон, масло, 26 х 48
|
|
|
|
«Ожидание». 2007 г., картон, масло, 60 х 90
|
|
|
|
«Волга под Свияжском». 2007 г., картон, масло, 45 х 50
|
|
|
|
|
Возвращение подлодки в базу
|
|
|
|
|
|
«Залив Петра Великого». 1986 г., картон, масло, 45 х 69
|
|
|
|
«Высадка десантников ВМФ». 1975 г., бумага, гуашь, 20 х 30
|
|
|
|
| |
|
11.10 (5505) Copyright © Журнал-Антураж.РФ Все права защищены.
|
|