Красовитова Нина
Умение выразить свои мысли на плоскости – холста ли, бумаги ли – большой труд, и головная боль, и наваждение, преследующее тебя до тех пор, пока не найдешь своей идее единственного решения.
Должно ли искусство вообще выражать мысли? Где грань между художеством и публицистикой? По замечанию того же Сальвадора Дали, художник уже одним фактом существования в определенном времени современен этому времени. Апокалипсический ХХ век разрушил связь времен, разъял звенья цепи истории России, тем самым дав художнику неисчислимое количество возможностей. Русскому искусству вообще свойственно размышление и даже нравоучение.
Как известно, «вначале было Слово». Слово и талантливый литературный стиль всегда вызывали у меня восторг. В 60-х я была поражена гениальной прозой и особенно поэзией Марины Цветаевой, примеряла яростные строки ее стихов на себя. Рождение серии офортов из девяти листов к «Поэме конца» явилось следствием этой любви. Серия стала моей дипломной работой в Полиграфе в 1972 году и обрадовала учителей – А. Д. Гончарова, Б. М. Басова, А. П. Журова. Позже эгоцентризм и категоричность Марины Ивановны, ее самодовлеющее «Я», дерзкая формула «бог – черт» в эссе «Памятник-Пушкина» стали раздражать и вызывать сопротивление. Сделав еще две серии офортов к ее стихам, я закрыла тему.
Началась любовь к русскому фольклору. Не такая страстная, скорее горьковосторженная. Абсурдность, трагедийное «авось» как способ существования, неразрывная связь реального и ирреального стали и моим образом жизни. Чудо-чудовище (блистательное изобретение Татьяны Москвиной), называемое русской жизнью, затащило меня в свой омут. Первым опытом изображения фольклора стала серия офортов с акварелью к народным песенкам для детей. Потом появились «Русские народные стихотворения, собранные Киршею Даниловым» – книга XVIII века, любимая Пушкиным. Грубый народный эпический язык, не «причесанный» редакторской рукой, меткий и точный, в котором жизнь существует как чудо. Книгу с моими иллюстрациями напечатали в Средне-Уральском книжном издательстве в 1980 году. Спасибо Г.И.Кетову, в то время главному художнику издательства. Мне везет на добрых и отзывчивых людей. За семилетнюю работу в художественном комбинате мною создано много цветных линогравюр на тему сказок и поэтического фольклора. Среди них есть работы, за которые мне не стыдно. Я делала сказки весело, персонажи сами слетались ко мне со всех сторон. В 1985 году в СССР приехал один чудак-японец и, увидев мои смешные истории в магазине (в те времена эстампы продавали в книжных и художественных магазинах – информация для тех, кто родился в эпоху тотальной демократии), заказал на комбинате тиражи моих сказок и увез их к себе в Японию. Япония – родина гравюры, уж они то, извините, знают в этом толк! Там у этих сказок началась своя счастливая жизнь. Фольклорные моменты нет-нет да и прорвутся в моих работах и сейчас.
В жесткие и циничные девяностые мне удалось порисовать много первоклассной литературы. Это и Н. Носов с его «Фантазерами», и В. Драгунский – «Денискины рассказы», и Ю.Томин – «Шел по городу волшебник», и поэзия А. Блока, и еще многие чудесные тексты. Это было как противодействие волчьему времени, наступившей эпохе жестокости и беспощадности. Я рисовала как хотела, вслушиваясь в разноголосицу авторской речи и стараясь уловить ее неповторимость.
Внешняя смена декораций девяностых меня мало волновала, ибо «рядом с историей политика – не более чем анекдот» (неистощимый Сальвадор Дали). Под занавес двадцатый век дал ясно понять, что внешняя свобода – это полная чушь, если нет свободы внутренней. А внутренняя свобода – это вера в вечную жизнь, в бессмертие души. Чтение русских провидцев В.Розанова, о.Павла Флоренского, особенно Ивана Ильина, принесло свои плоды. Вспомнила и трагическую историю своей семьи. Творчество стало выстраиваться в логический ряд. Я вернулась к офорту. Появились диптих «Раскол-о-кол», «Голгофа Православия», «Красное колесо», диптих «Полигон Бутово». Вернувшись к живописи, сделала триптих «Три русских Ивана.
И. Бунин, И. Шмелев, И. Ильин», сумеречную серию «Тени сизые смесились, цвет поблекнул, звук уснул…», портреты – «А. П. Чехов. Слезы от ума», «И. А. Бунин. Окаянные дни», объект-триптих «Н. В. Гоголь», портреты русских полководцев – такие своеобразные жития. Совсем недавно сделала серию «Гении модерна» – о моих любимых гениях. Летом в деревне стала делать деревянную скульптуру.
Каждый человеческий возраст хорош по-своему. Вторая половина жизни даже лучше, потому что голова научилась соображать, и руки могут сделать многое при определенном старании.
В далеком 1974 году в Дом творчества «Старая Ладога» приехали руководители МОСХа – принимать работы группы. Ф. В. Лемкуль, известный иллюстратор детских книг, поинтересовался, почему я не вступаю в Союз художников. Я вяло промямлила: «Да я не уверена в своих работах…» А в ответ: «Вы думаете, что мы все уверены?!» Сомнения не покидают меня до сих пор. Но сомнения – это стимул к поиску.
Дал бы Господь силу и энергию, чтобы подумать о дне сегодняшнем… да и нарисовать что-нибудь.
Нина Красовитова, заслуженный художник России.
|
|
Русская печка. 1988 г. цв.линогравюра, 50х40
|
|
|
|
Портрет М. Цветаевой. 1971 г. офорт, 30х24
|
|
|
|
|
|
|
М.Цветаева.Поэма конца. 1971 г. офорт, 30х24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Красное колесо. 1998 г. офорт, 35х49
|
|
|
|
Рас-кол. 1992 г. офорт, 25х48
|
|
|
|
Натюрморт с подсвечниками.1992 г. офорт, 24х30
|
|
|
|
|
| |
|
09.12 (4882) Copyright © Журнал-Антураж.РФ Все права защищены.
|
|